Начало первой части.
Эта практика обещала быть куда более интересной, чем яожидал в начале. Кто бы мог подумать, что на этом, казалось бы, совершеннобесперспективном участке, может оказаться целое святилище. Причём непринадлежавшее ни к одному из известных культов, хотя и носящее в себе явноевлияние египетской культуры и культуры майя. Но как такое возможно? Кем былипринесены осколки цивилизаций, находящихся чуть ли не на противоположном концеземного шара?! Как они попали в русскую степь?!! Пока это остаётся загадкой, номне почему-то кажется, что данное открытие перевернёт всю мою жизнь! Разгадатьэту тайну и, кроме того... Это же сколько материала для докторской!
Я бережно достал из кармана коробочку, где лежало простенькое с виду кольцо,которое тоже являлось весомой причиной для проявления оптимизма. Конечно, нестоило увозить его с собой, забирая из походного сейфа, где хранились все ценныемалогабаритные находки. Но, почему-то очень не хотелось оставлять его безприсмотра. Так что, воспользовавшись полномочиями помощника профессора Гракова,я забрал кольцо с собой на экспертизу. К тому же, именно я нашёл это кольцо. Даи всё святилище, если уж говорить откровенно. Правда это была чистой водыслучайность: я упал. Точнее – провалился. Но обо всём по порядку.
Наш лагерь находился в Уймонской долине у самых предгорий. Вообщецелью раскопок было старое капище староверов, и ничего экстраординарного неожидалось. Всё-таки практика для студентов второго курса и не может проходить вособо выдающемся или особо ценном для истории месте. Серьёзные раскопы у нихещё впереди. Впрочем мне, как младшемунаучному руководителю экспедиции, всё-равно приходилось внимательно следить,чтобы молодежь не испортила чего и не растащила будущие экспонаты на сувениры. Посему,когда при вечернем обходе я обнаружил отсутствие аж троих из группы, в душу мнезакрались нехорошие предположения. Особенно, когда Васёк – один из волонтёров,сказал что видел пропаданцев, направляющимися в сторону раскопов. Так что явооружился фонариком и поспешил за слишком ретивой молодёжью. И чего им неспиться? Весь день горбатились, а теперь ещё и ночью барагозят. Эх, молодость!Нет, не подумайте, что я какой-то старик – мне в прошлом месяце только двадцатьшесть исполнилось – но, если бы у меня был выбор: спокойно спать или шляться втемноте по раскопу, я бы выбрал первое. Наверное…
Дойдя до раскопа я увидел, что не его студенты избрали своейцелью. Отблески фонарей виднелись со склона одного из близлежащих холмов. Недолго думая, я быстро пошёл на свет, чтобы узнать, какого лешего они тамзабыли. И отправить полуночников обратно в лагерь, пока парни не покалечились,шастая в темноте по каменистым склонам, предательски прикрытым высокой травой.
И вот, когда я уже почти дошёл до нарушителей ночногоспокойствия и даже окликнул их, это и случилось. Сначала почва под ногами резкодрогнула, миг свободного падения и темнота.
Пришёл я в себя почти сразу и обнаружил, что, судя поощущениям, отделался лишь парой ссадин и шишкой на затылке. Так что, покаперепуганные студенты бегали за подмогой, у меня было достаточно времени, чтобыосмотреть место, в котором оказался (благо, фонарь оказался не менее крепким,чем я и без потерь пережил падение).
Как ни странно, это была не пещера. Помещение явно былосоздано человеческими руками, хотя и очень давно. Рисунки на стенах потускнели,выцвели и были практически неразличимы. А кое-где и вовсе уничтожены потёками, видимо оставленными водой,сумевшей-таки найти путь внутрь помещения. На полу тут и там были видны кучиосыпавшейся с верху земли. На самую большую из таких я как раз и приземлился.Если бы не она, вряд ли я пережил бы падение.
Точно по центру располагался сложного строения алтарь. Вокруг негорасполагался полустёртый круг, разделённый на четыре сегмента. На алтаре, в егоцентре, стояла шкатулка. Она сразу же привлекла моё внимание. Правда, яне сразу сообразил, чем именно. Удар по голове всё же не прошёл бесследно. Такчто, мне потребовалось с десяток секунд, чтобы сообразить: на ней не было пыли.Алтарь, пол, стены, даже колонны,поддерживающие кое-где прохудившийся свод, были покрыты серым ковром из трухи ипеска. Но не шкатулка. Чрезвычайно заинтригованный, я аккуратно сполз с кучи,спасшей мне если не жизнь, то здоровье точно, и подошёл к алтарю. При ближайшемрассмотрении, шкатулка оказалась полностью чистой. На ней не было ни пылинки.Будто бы её только-только поставили сюда. Неужели кто-то решил провернутьмистификацию с "древними сокровищами"? Но… Единственные следы напылевом покрывале, устилавшем пол, были моими. Если уж гипотетическиймистификатор, так качественно спрятал дазже намёки на своё пребывание здесь, топочему не сделал того же со шкатулкой? Не успел? Забыл? Или это были те самыестуденты? И они как раз вернулись, чтобы закончить начатое? Что-то не сходится.Шкатулка-шкатулкой, но этот зал с алтарём сам по себе тянет на неслабоеоткрытие. Его-то вряд ли могли построить трое студентов за неполную неделюпребывания здесь… И всё-таки интересно, что же они решили выдать за"сокровище"? Осторожно проведя рукой по крышке, исписаннойегипетскими иероглифами (Вот насмешили! Японские были бы и то правдоподобнее!),я попытался приоткрыть её. Как ни странно, никакого замка на шкатулке неоказалось, и она с лёгкостью открылась. Внутри, слегка переливаясь в светефонарика, лежало кольцо. Точнее перстень. Оправа из черного металла, свкраплением серебра. И неизвестный мне, но очень красивый черный камень сискрой, будто пульсирующей внутри.
Сахемы – старший археологический состав.
Младший археологический состав – наёмные рабочие иволонтёры.
читать дальшеУймонская долина
Уймонская долина (Уймонская степь) имеет в длину более 35 км, в ширину где-то до 13 км. Здесь с севера на югее пересекают горные реки: Маргала – с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта – справой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Кок-су, впереводе означающая «синяя вода».
Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения своей сказочнойкрасоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости отпогоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катуньвсегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом наперекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранствов течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки – снеговые вершины горы».
Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления:это благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды,климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5-6 часов в день.Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе.Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на югеТуркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин,сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии.Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря.
В названии Уймонской долины, а так же старейшего русского старообрядческогосела Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древнийалтайский топоним «Оймон». Нередко для старинных географических названийвозможно несколько вариантов перевода. Последний перевод подтверждает, чторусские староверы искали Беловодье, легендарную «страну истинной веры», неискаженной патриархом Никоном и его приспешниками, теми путями и в тех местах,о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье.Калмыками же еще в начале XX в. называли алтайцев и западных монголов –джунгар. Так, и Вахрамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н.К. Рерихав Верх-Уймоне, говоря о Беловодье, указывал: «А пошла весть от калмыков да отмонголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, поблагочестию» (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи.
Если побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременновозвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ееочистительную силу и мощь.
Ещё известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русскиестароверы.
Легенда Уймонской долины
Об Уймонской долине сложеномного легенд. Например, про спящего дракона. Говорят, что давным-давно на Алтайиз Китая приползло злое чудовище, все пожиравшее на своем пути. И никто не мог убитьэтого дракона. Много горя пережили из-за него люди. И пожалела их река Катунь.Дождалась она, когда злой дракон, насытившись людской кровью и плотью, приползперед сном чистой водицы попить, смешала Катунь в водах своих всю ярость излость, копившиеся много лет. Испило чудовище этой воды и уснуло вечным сном.Так и спит по сей день. А люди в знак благодарности стали строить у берегов Катунидеревни, такие, как Катанак.
С тех пор тело дракона поросло мхом и лесом, но людине забывают. Какое добро сделала для них Катунь. Да и как забудешь, если,выехав за Кайтанак, сразу видишь окаменевшего дракона, голова его лежит впригоре по дороге на Мараловодку, а конец хвоста - на Гладком белке.